Мир ищет альтернативу нефти и плавно переходит на биотопливо. В Бразилии, например, горючее на 85% этаноловое (Е85). В Евросоюзе этанол в небольших количествах уже несколько лет как добавляется в любой бензин. До 2020 года доля этанола в европейском бензине должна составить 10%. У нас с 2014 года количество биотоплива в каждой марке бензина официально составляет 5% (Е5). В 2017 году его содержание должно увеличиться до 10% (Е10). Хорошо это или плохо? Давайте разберёмся.
Биоэтанол или обезвоженный этанол производится из растительного сырья и представляет собой не что иное, как спирт С2Н5ОН. Почему наливать спирт вскоре мы будем не в стакан, а в бак?
Кому выгодно?
Если звёзды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно. Если что-то делается, причём в масштабах страны, значит это кому-то выгодно. Производство биоэтанола выгодно Украине с нескольких сторон: во-первых, мы снизим энергетическую зависимость от северного соседа, во-вторых, поднимем отечественные аграрную и спиртопроизводящую отрасли (а вместе с ними доходы владельцев спиртзаводов, и агрохолдингов), в-третьих, снизим загрязнение окружающей среды, в-четвёртых, улучшим качество отечественного топлива… А вот тут, как сказали бы многие, «с этого места поподробнее, пожалуйста», ибо вопрос этот спорный и требует открытой дискуссии.
Как влияет биотопливо на работу двигателя
Производители биотоплива, а именно горючего, с содержанием этилогово спирта 30% и более, смело заявляют о преимуществах, от которых просто дух захватывает. Ну например, биоэтаноловое топливо:
* продлевает ресурс свечей зажигания, моторного масла и самого мотора;
* позволяет легко запустить двигатель даже при температуре -30°С;
* устраняет риск перегрева цилиндропоршневой группы, снижает нагрузку на систему охлаждения;
* не засоряет двигатель нагаром и отложениями;
* способствует более тихой и мягкой работе мотора;
* экологичное топливо, выбросы от его отработки в 8 раз чище допустимой нормы для бензинового топлива.
Добавление этилового спирта в обычный бензин в количестве 5-20% превращает очень посредственный бензин в супертопливо. Октановое число повышается от 3 до 8 ед., бензин сгорает полностью, КПД мотора возрастает.
На первый взгляд, может показаться, что рецепт счастья автомобилистов найден. Однако, повального отказа от традиционных видов топлива не наблюдается. И дело тут не в том, что автомобилисты не верят своему счастью. Они бы и рады верить, но факты — вещь упрямая, ведь наряду с восторгами относительно свойств спиртового топлива существуют и полностью противоположные отзывы. Например:
* Существенно повышается расход топлива, иногда он составляет 15-20%, что при копеечной разнице по сравнению со стоимостью бензина совершенно невыгодно для потребителя, ибо затраты на, и без того дорогое, горючее возрастают. (Есть мнение, что просто система ЭБУ, настроенная под смесь бензин+воздух, не может сама перестроится на менее обогащённую смесь спирт+воздух, и если её отрегулировать, то расход будет нормальным).
* Снижается мощность двигателя.
* Загорается сигнал ошибки «Проверьте двигатель» (Это может произойти из-за забитых форсунок и через время пройдёт, а может и нет, всё зависит от качества топлива).
Но эти недостатки — мелочи в сравнении с другими проблемами, которых в первое время работы на биотопливе Вы не увидите.
* Быстро выходят из строя свечи.
* Спирт разъедает резиновые, пластиковые и алюминиевые детали топливной системы.
* Снижается ресурс двигателя.
Интересно, что производители автомобилей известных марок очень не любят вопросов о биоэтаноле и отвечают уклончиво, мол, исследований влияния спиртового топлива на ресурс автомобиля компания не проводила, поэтому рекомендовать не можем…
Кстати, обратите внимание, что в ЕС содержание этанола в каждом бензине увеличится до 10% только к 2020 году. К чему бы это? Такая позиция отнюдь не случайна. Например, в Германии, пока ещё каждая 10-я современная машина не готова к биотопливу в силу особенностей конструкции. Увеличение количества спирта в топливе повредит алюминиевые и резиновые детали таких неадаптированных авто. К 2020 году эти автомобили уже будут считаться старыми, срок гарантии на них истечёт, поэтому можно будет смело списывать их проблемы со счетов. Немцы рассчитали, что к 2020 году они будут готовы к небольшим изменениям в составе бензина. Кстати, машины, сошедшие с конвейеров до 2008 года совершенно не приспособлены для спиртосодержащего топлива. То есть, все старые авто вскоре «самоликвидируются» из-за того, что обновлённое топливо приведёт их в состояние, не поддающееся восстановлению.
5% или 10% есть ли разница?
Некоторые авторитетные эксперты рынка ГСМ Украины считают, что если 5% спирта в бензине ещё не вредит двигателю, то 7% точно будет негативно сказываться на ресурсе мотора, а 10% и вовсе убьёт его. Почему так категорично заявляют те, кто десятки лет проработал на этом рынке?
Первая причина — неготовность автомобилей, которые ездят по нашим дорогам к биотопливу. Если каждая 10-я автомашина в Германии, выйдет из строя при увеличении содержания спирта в бензине до 10%, то представьте себе, сколько машин будет угроблено у нас! Наверное, больше половины. Но, если в Германии учитывают интересы потребителей, потому что законы не позволяют на них наплевать, то у нас думать о людях и вовсе не привыкли. Вторая причина пессимизма экспертов относительно биоэтанола в Украине в том, что «бодяжить» топливо у нас естественно, как и воровать из казны. «Разводить бензин ослиной мочой» — классика жанра, побороть которую так же сложно, как и все остальные болезни нашего общества. Поэтому, даже переоборудованием автомобилей на спиртовое топливо вопрос не решается. Качество этанола у нас оставляет желать лучшего. Некачественный этанол ухудшает КПД мотора. При заправке плохим спиртом смесь быстро распадается, появляется детонация и стук клапанов. Но и это ещё не всё. Нечистые на руку производители вместо этанола (С2Н5ОН), производство которого стоит довольно таки дорого, льют метанол (CH3OH), который в разы дешевле. Метанол способствует быстрой коррозии металла и за короткое время способен убить любой новый двигатель, даже если он адаптирован под работу на спирту. Отличить метанол от этанола можно только в специальной лаборатории. То есть автомобилист на заправке не может определить, какое биотопливо заливают ему в бак. И, если двигатель прикажет долго жить, то это будет проблемой только самого автомобилиста.
Возможно, в будущем, спирт станет отличной альтернативой бензину, но пока ещё существующее в Украине спиртовое горючее неконкурентоспособно, так как убедиться в безопасности его для автомобиля невозможно. И в случае преждевременного капремонта двигателя никто не компенсирует автовладельцу убытков, которые он понесёт из-за некачественного биотоплива, любая страховая компания откажет в выплате, а гарантия на авто окажется недействительной.
Что делать в сложившейся ситуации автомобилистам? Думайте. Спасение утопающих в руках самих утопающих.
Чтобы добавить отзыв, Вам необходимо авторизоваться на сайте
Комментариев пока нет...