Вы обращали внимание на то, что в своих описаниях моторных или трансмиссионных масел производители часто выделяют качество базовой основы? В характеристиках можно прочитать, например, такое: «продукт произведен на основе базовых масел III группы и обладает полностью синтетическими свойствами» или такое: «в основе высококачественные базовые масла V группы». Однако, далеко не каждый простой автомобилист знает, почему такое внимание уделяется базовому маслу, какая группа считается лучшей, III или V и почему.
Базовые масла составляют 75-99% всего продукта. То есть, основные функции моторных и трансмиссионных масел зависят именно от их базовой основы, присадки же только корректируют характеристики под индивидуальные потребности двигателей и трансмиссий.
Откуда берётся базовое масло
Когда после первичной переработки сырой нефти и отбора из неё керосиновых, бензиновых и газовых фракций остаётся мазут, который и есть сырьё для производства моторных масел, нефтепереработчикам предстоит выполнить ещё немало работы для того, чтобы произвести из него базовую основу. Какой она будет, настолько стабильной к окислению и старению, стойкой к высоко- и низкотемпературным режимам, эффективной в защите двигателей и трансмиссий, зависит от качества и состава сырой нефти, а также от технологий, применяемых заводами-производителями моторных масел.
Нефть нефти рознь. Американская, ближневосточная и российская нефть имеет разные содержание тех или иных важнейших для базовой основы компонентов. Ближневосточная, например, обладает высоким индексом вязкости, что достаточно хорошо, но в то же время и высоким порогом застывания, то есть, слабой стойкостью к низкотемпературному режиму, что уже не совсем хорошо, если учесть серьёзные морозы, которыми частенько нас в Украине «радует» зима.
Но, как бы не хотели этого нефтяные магнаты, а на нефти свет клином не сошёлся, и слава богу. В производстве же базовых основ для моторных масел нефтяное сырьё хоть и занимает большой процент, но по качеству эти основы считаются самыми слабыми. В отличие от них базовые масла, которые производятся по синтетическому принципу – это признанные высококачественные продукты, обладающие превосходными свойствами. То есть, в общей массе пока ещё рулит нефть, но там, где последнее слово за качеством, заправляют технологии. Итак…
Технологии производства базовых масел и разделение на группы
Какие же технологии применяются сегодня в мире для производства базовых основ? Начнём с нефтяных.
В результате перегонки и экстракции (извлечения) разных излишних для базы компонентов, а также после депарафинизации исходного нефтяного сырья, производители достигают однородного состава базы, пригодной для производства моторного или трансмиссионного масла. Таким образом, они получают базовые основы I-II групп, минеральные основы. У них низкий индекс вязкости, от 80 до 120 и слабая устойчивость к старению. Масла на базах I-II групп сильно угорают и быстро срабатываются даже после усиления их свойств присадками.
Очень важно при производстве минеральных баз проведение качественного процесса депарафинизации. Ведь если при охлаждении в минеральной базе происходит образование парафина, то его частицы засоряют масляные каналы и масло перестаёт прокачиваться. В результате наступает масляное голодание, а значит прямая угроза выхода из строя двигателя.
В отдельную III группу выделяют гидрокрекинговые базовые основы. Они тоже происходят из нефти, но современная технология HC-синтеза превратила их молекулы в совершенно другое вещество, более стабильное. Гидрокрекинг полностью изменяет молекулярную структуру нефти: длинные молекулы углеводородов разрушаются, превращаясь в короткие. Эти укороченные молекулы имеют свойства, идентичные синтетическим основам. Гидрокрекинговые базовые основы обладают хорошей стабильностью, имеют отличные эксплуатационные качества и низкую себестоимость. Индекс вязкости у них ˃120. Базовые основы III группы принято считать HC-синтетическими.
Далее мы рассмотрим базовые основы масел, производимые без использования нефти.
IV группа основ называется полиальфаолефиновыми базами или сокращённо ПАО. Это довольно дорогие основы, получаемые в результате сложнейшего высокотехнологичного процесса, при котором из коротких молекул природного газа делаются длинные. Технические характеристики и результат работы этих основ безупречны. Масла на полиальфаолефиновых основах имеют высокий индекс вязкости, превосходную стабильность и отличные низкотемпературные свойства, пригодные для нашего климата и ещё более суровых погодных условий.
V группа – это все синтетически базы, кроме ПАО. В эту группу вошли знаменитые эстеровые основы, которые по праву считаются элитными. Их износостойкость, стабильность и защитные качества превосходят все существующие стандарты. Главное преимущество эстеровых основ – полярность молекул. Притяжение молекул базовой основы к металлическим поверхностям идеально защищает двигатель, исключает масляное голодание и риск износа при холодном пуске. С эстерами двигатель смазан всегда. К V-й группе также относят экологичные базы на растительной основе.
Подытожим.
Существует 5 групп базовых основ:
* I – минеральные базовые основы. Производятся из нефти, а точнее, из мазута. Из-за довольно слабых в качественном отношении характеристик используются только в самой нетребовательной технике.
* II – высокоочищенные минеральные базовые основы. Путём глубокой очистки и депарафинизации исходного нефтяного сырья производители достигают необходимых качеств, но стабильность этих базовых основ остаётся достаточно низкой.
* III – гидрокрекинговые базы. Стабильные, надёжные, доступные. Эксперты считают, что эти базовые основы ещё займут своё достойное место на рынке технических масел.
* IV – полностью синтетические полиальфаолефиновые основы, называются ПАО. Высококлассные, эффективные, неизменные при любых погодных условиях, возможных в Украине, но очень дорогие. Недоступность масел на такой основе для рядового потребителя превращает высококачественные синтетические базы в роскошь.
* V – всевозможные синтетические базы, кроме ПАО. Вершину синтетических базовых основ составили эстеры, базовые масла на сложных эфирах.
Классификацию из 5 базовых основ разработал Американский институт нефти (API) и сегодня именно ею пользуется весь мир.
Минеральные, гидрокрекинговые, полусинтетические и полностью синтетические масла для любого автомобиля, мотоцикла, квадроцикла и водного транспорта по самым низким ценам в Киеве и Украине можно купить в ad-oil.com.ua.
ad-oil.com.ua: оригинальные масла ведущих мировых производителей по разумным ценам в Украине.
Чтобы добавить отзыв, Вам необходимо авторизоваться на сайте
Комментариев пока нет...